Грузоотправители бьются за возможность выехать на инфраструктуру

Сегодня на сети РЖД 141 узкое место инфраструктурного характера, каждое из которых требует значительных капитальных вложений, а реализация займет минимум 3 года. 16,5 тыс км пути просрочены по всем видам ремонтов, а количество брошенных поездов только возрастает. С начала 2020 года произошло порядка 12 крупных сходов, а мелкие нарушения возникают каждый день. Как перевозить грузы в таких условиях и когда сеть научится работать со встречными однородными потоками? На эти и другие вопросы пытались найти ответы участники семинара «Организация перевозок грузов. Новое в планировании и перевозках. Узкие места», организованного АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта».

Грузоотправители бьются за возможность выехать на инфраструктуру

В ходе семинара участники обсудили Единый сетевой технологический процесс (ЕСТП) железнодорожных грузовых перевозок, который был введен в действие 9 января 2020 года и заменил собой документ 2012-го. 8 лет назад ЕТСП утверждался очень сложно, и со стороны пользователей услуг было высказано много претензий, в итоге он был принят не в полном объеме и в основном касался технологической работы РЖД.

Новый ЕСТП хоть и заменил собой старый, переработан на 95%. В нем появился термин «технологический полигон» – укрупненная часть сети железных дорог, объединенная по техническим критериям, в частности по зарождению и погашению грузопотока, а также унифицированной технологией работы на всем полигоне.

Сегодня самым технологическим является Восточный полигон, там создан единый центр управления в Иркутске и центр управления тяговыми ресурсами.

Было отмечено, что одна из основных проблем на сегодня – рост количества брошенных поездов.

«Брошенный поезд – это организованный поезд без локомотива. Его легко бросить, но трудно поднять. При этом 49% объема брошенных поездов бросается по просьбе грузоотправителей, грузополучателей или операторов подвижного состава, например, в порт вовремя не пришло судно или разорвался контракт, поэтому дешевле заплатить РЖД и бросить поезд где-нибудь в пути, чем держать его в порту. 32% – это возврат порожних вагонов на Западно-Сибирскую дорогу. К примеру, только за вчерашние сутки, 26 февраля, было брошено 1874 поезда. И если еще недавно передовиками по брошенным поездам были Горьковская и Московская дороги, то сегодня составы скапливаются даже на Юго-Восточной дороге. При этом операторы и железнодорожники уже даже адаптировались к этой ситуации», – рассказал Павел Иванкин, председатель экспертного совета АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта»

Также было подчеркнуто, что дефицит инфраструктуры вызывают порожние потоки, которые снимают перевозимую способность инфраструктуры, при этом создается ощущение, что самим РЖД вообще без разницы, возить груженые вагоны или порожние, ведь за вагоны без груза отправителям все равно приходится платить.

Помимо путевого развития сдерживающим фактором было обозначено электроснабжение. Вопрос не только в закупке нового оборудования, а в нехватке в первую очередь входящего потока. К примеру, на Московском узле после запуска МЦД каждые 3–4 суток выходила из строя одна из подстанций.

Было отмечено, что в современной ситуации грузоотправителям приходится бороться за возможность перевезти свои грузы по инфраструктуре, ведь РЖД поставили в приоритет пассажирские перевозки, а один пассажирский поезд с хорошей скорость 120–140 км/ч снимает минимум 2,5 нитки грузовых поездов.

«Несмотря на профицит парка, не думаю, что ставка упадет ниже 1000–1100 руб., если не будет глобальных проблем с внешними факторами. Однако из-за неправильного распределения средств возможна дополнительная индексация на 0,5–1% с 1 июля 2020-го либо в 2021 году», – предсказал тренды 2020-го П. Иванкин.

Источник: rzd-partner.ru