Через сколько лет москвичи не смогут пить воду из-под крана

(Материалы для пресс-конференции 26 февраля 2020г.)

Питьевое качество водопроводной воды в мегаполисах размером с Москву – в мировой практике далеко не правило. Особенно, если город расположен посреди обширной равнины, вдали от гор, которые столетиями, как, например, в Риме, могут снабжать горожан чистой водой. Чтобы вода из поверхностных источников на равнине имела качество питьевой или с приемлемыми затратами могла быть соответственно подготовлена, требуется охрана от микробного и химического загрязнения всей территории водосбора рек и водохранилищ, питающих водопровод.

Система санитарной охраны московского водопровода, построенная в 1940-е – 1970-е гг. XX века надежно обеспечивала водоснабжение столицы не только по количеству, но и по качеству. Постановления правительства РСФСР 1940—1974 гг. (всего их шесть, принятых в этот промежуток времени) установили зоны санитарной охраны (ЗСО) на примерно 18% территории Московской области (часть ее вошла с 2012 г. в новую Москву). На всей этой территории осуществлялись санитарный надзор и контроль. Всё новое строительство надо было согласовывать с органами санитарной инспекции. В ряде населенных пунктов вдоль Москвы-реки любое новое строительство и сдача помещений в поднаем были запрещены. В 1980 г. исполкомы Моссовета и Мособлсовета по поручению вышестоящих инстанций уточнили границы градостроительных красных линий в ближнем Подмосковье с учетом установленных в 1940—1974 гг. ЗСО. Поручение определить запретные для строительства зоны по всей территории ЗСО, которое содержится в решении 1980 г., так и осталось невыполненным.

Постановления 1940—1974 гг. правительства РСФСР действуют до сих пор. Это подтвердил своими решениями Верховный Суд РФ. Несмотря на то, что многие их положения игнорировались властями на местах, санитарный контроль и надзор до последнего времени осуществлялись на всей территории ЗСО. Согласование выделения земель под строительство с органами санитарного надзора в ближнем Подмосковье было окончательно отменено Москвой и Московской областью в 2018 г. А 17 декабря 2019 г. совместным постановлением С.С. Собянина и А.Ю. Воробьёва все нормативные акты РСФСР были объявлены не подлежащими применению на территории Москвы и Московской области до установления новых ЗСО. Оставлено действующим только решение исполкомов Моссовета и Мособлсовета 1980 г.


Территория санитарной охраны таким образом была сокращена в 6 раз и ЗСО (а вернее – красные линии) сохранились только в ближнем Подмосковье (не далее 20-25 км от МКАД). Принципы охраны всей территории водосбора, санитарного контроля и надзора за ней были фактически отменены на неопределенное время. Постановление 17 декабря, по мнению юристов (см. экспертное заключение Южного федерального университета), нарушает сразу 3 федеральных закона, не соответствует Конституции, содержит признаки превышения полномочий руководителями Москвы и области и может быть отменено Президентом или Конституционным судом. 13 февраля с.г. Президент РФ подписал поручения по вопросам санитарной охраны, которые дезавуируют постановление Собянина и Воробьёва от 17 декабря 2019 г. Наведение порядка в вопросах санитарной охраны источников водоснабжения Москвы совместно с мэром и губернатором теперь поручено новому премьеру М.В. Мишустину и ученым РАН во главе с её президентом академиком А.М. Сергеевым.

Чиновники подмосковного и московского правительств объясняют свои действия тем, что в постановлениях правительства РСФСР часть положений устарели и давно не соблюдаются на практике. Однако, полномочия по установлению зон санитарной охраны были переданы регионам с федерального уровня 20 лет назад – в 1999 г. С тех пор Москва и область не сделали ровным счетом ничего, чтобы принять новые нормативные акты в области санитарной охраны или хотя бы откорректировать старые, предложив правительству РФ изменить их устаревшие положения. Они только отменили после 18 лет полного бездействия остатки санитарного надзора за строительством, а через год попытались сломать всю систему санитарной охраны источников питьевого водоснабжения Москвы, верой и правдой служившую москвичам более полувека.

Совершенно очевидно, чьим интересам соответствует такая политика и, в частности, постановление от 17 декабря 2019 г. Зоны санитарной охраны охватывают множество самых лакомых для коммерческой застройки пойменных земель вдоль Москвы-реки, Истры, Рузы, водохранилищ и канала им. Москвы. Режим санитарной охраны препятствует массовой застройке этих территорий. Выхолащивая и прямо отменяя санитарную охрану, чиновники предают интересы миллионов москвичей. Как считают все ведущие эксперты, в частности Института водных проблем РАН, массовая застройка зон санитарной охраны приведет к тому, что затраты на водоподготовку в московском водопроводе возрастут в несколько раз (огромные капитальные затраты лягут на федеральный бюджет, но и тарифы для населения увеличатся в разы), и даже при этом нынешнее качество воды станет недостижимым.

Конечно, речь идет не о том, чтобы снести все постройки, возведенные в прошлые годы в ЗСО в нарушение действовавшего законодательства. Ведь при расширении ряда областных городов в ЗСО были построены и заселены целые кварталы жилых домов, в том числе многоэтажных. Но необходимо установить строгие правила эксплуатации таких объектов, обеспечивающие безопасность источников водоснабжения Москвы и сохранность еще уцелевшей подмосковной природы, разработать графики поэтапной реализации мероприятий для выполнения таких правил. Однако новое строительство в ЗСО, где оно недопустимо с позиций безопасности, необходимо полностью прекратить. Единственное исключение может допускаться только для объектов «социалки» там, где жилье было построено, а необходимые социальные объекты отсутствуют до сих пор.

Вопрос сегодня стоит так: будут ли выполнены поручения Президента, сможет ли его личный контроль, вмешательство премьера Мишустина и участие РАН предотвратить катастрофу, угроза которой нависла над водоснабжением Москвы?

Пресс-служба Института водных проблем РАН

Источник: ecoindustry.ru